Другие элементы обустройства
В данном разделе рассматриваются особенности создания элементов обустройства, которые не были описаны в предыдущих разделах. Элементы обустройства можно найти в выпадающем меню кнопки Главная > Обустройство > Инженерное обустройство.
Остановки общественного транспорта
Для создания остановки общественного транспорта включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Остановки общественного транспорта и щелчком мыши разместите объект на схеме. При создании остановки притягиваются к кромкам и к разделительным полосам.
После создания остановки в инспекторе объектов будут представлены её свойства. В разделе Остановка общественного транспорта отображается ряд настраиваемых параметров.
- Вид транспорта влияет на условное обозначение остановки на схеме. Для выбора доступно два варианта: автобусы или трамваи.
- В поле Название можно ввести название остановки, которое выводится в ведомости остановок общественного транспорта и на схеме.
- Длина остановки указывается в поле Длина.
- В группах Площадка ожидания, Посадочная площадка и Павильон настраиваются размеры соответствующих элементов остановки. Если требуется убрать какой-либо элемент, сделать это можно, сняв флаг рядом с его названием. Для посадочной площадки можно выбрать материал покрытия.
- Для автобусных остановок можно добавить остановочный карман, нажав на кнопку в группе Карман. После этого появятся поля для настройки параметров кармана. Также карман остановки можно добавить, создав его на схеме при помощи инструмента Главная > Дорога > Карманы остановок. Кроме того, остановку можно добавить на уже существующий карман, тогда его параметры сразу отображаются в группе Карман в свойствах автобусной остановки.
Чтобы изменить положение остановки, можно выделить её и переместить с помощью мыши или задать положение в свойствах объекта в разделе Геометрия.
Отдельно можно перемещать площадку ожидания и павильон, сделать это можно при помощи управляющей точки или в свойствах объекта в соответствующей группе.
Параметры отображения остановок настраиваются в свойствах слоя Остановки общественного транспорта. Здесь можно настроить стиль линий, стили заливок и стиль условного знака остановок. Для условного знака остановки «А» («Т») можно настроить стиль шрифта, размер и цвет символов. Настройка стилей подробно описана в разделе Концепция слоёв.
Информационные подписи для остановок настраиваются также, как и для горизонтальной дорожной разметки (раздел Горизонтальная дорожная разметка).
Для включения режима создания тротуара, велосипедной или пешеходной дорожки нажмите кнопку Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки. При создании тротуара можно выбрать способ его построения: По оси или По контуру.
При выборе варианта По оси тротуары создаются и редактируются по тому же принципу, что и дорожные ограждения (раздел Дорожные ограждения и столбики).
При создании тротуара по контуру щелчками мыши обозначьте узлы контура тротуара. Изменить геометрию контурного тротуара можно при помощи управляющих точек.
Линейно-протяжённый тротуар, созданный по оси, можно преобразовать в контурный тротуар. Для этого нажмите кнопку Преобразовать в многоугольник в разделе Геометрия.
Для объекта Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки в инспекторе объектов доступны следующие параметры.
- После создания объекта необходимо указать, чем он является: тротуаром, пешеходной дорожкой или велосипедной дорожкой. Сделать это можно, выбрав соответствующий вариант в поле Вид. Информация о виде объекта выводится в ведомость тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
- В полях Ширина в начале и Ширина в конце задаётся начальная и конечная ширина линейно-протяжённого тротуара.
- Линейно-протяжённый тротуар имеет собственную ось. В поле Сторона от оси можно выбрать, с какой стороны от этой оси отображается тротуар.
- Материал покрытия выбирается в поле Материал.
- Если тротуар относится к какому-либо объекту, указать это можно в поле Объект установки.
Редактирование положения тротуаров происходит аналогично редактированию положения горизонтальной линейно-протяжённой разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки.
Параметры отображения тротуаров настраиваются в свойствах слоя. Здесь настраиваются стили линий, стили заливки для каждого материала покрытия и шаг привязки. Для обозначения тротуаров в разных состояниях можно включить дополнительную штриховку. За это отвечает опция Закрашивать с учётом проектного состояния.
Кроме того, для тротуаров доступна настройка, позволяющая сжимать тротуары на схеме в соответствии с продольным и поперечным масштабами спрямлённого плана. При использовании сжатия запрещается редактирование тротуаров. Чтобы включить сжатие, установите флаг Сжимать на схеме.
Бордюры создаются и редактируются по тому же принципу, что и дорожные ограждения (раздел Дорожные ограждения и столбики). Для включения режима создания бордюра нажмите кнопку Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Бордюры.
После создания бордюра в инспекторе объектов отображаются его свойства.
- В поле Материал можно выбрать материал бордюра.
- Высота бордюра указывается в полях Высота в начале и Высота в конце.
- В разделе Вертикальная разметка можно указать наличие разметки на бордюре. Подробнее об этом можно прочитать в разделе Вертикальная дорожная разметка.
Редактирование положения бордюров происходит аналогично редактированию положения горизонтальной линейно-протяжённой разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки.
Параметры отображения бордюров настраиваются в свойствах слоя. Для бордюров можно настроить стиль линии и шаг привязки.
Для создания искусственной неровности включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Искусственные неровности и щелчком мыши разместите объект на схеме.
В свойствах для искусственной неровности можно настроить ряд параметров.
- Допустимая скорость транспорта указывается в поле Ограничение скорости.
- Флаг Для общественного транспорта устанавливается, если искусственная неровность располагается на полосе движения общественного транспорта. От этого свойства зависят допустимые размеры элементов поперечного профиля искусственной неровности.
- В поле Конструкция можно выбрать тип конструкции неровности: Монолитная или Сборная. Для сборной конструкции можно выбрать тип деталей и размеры краевого и основного элементов. Для монолитной конструкции можно указать высоту неровности, тип продольного профиля и тип поперечного профиля (волнообразный или трапециевидный). Параметры поперечного профиля искусственной неровности можно вычислить автоматически или задать вручную.
- Если искусственная неровность располагается не на всех полосах движения, нужно снять флаг Подбирать ширину и задать её ширину и смещение относительно края проезжей части в соответствующих полях. Также изменить ширину и смещение искусственной неровности можно на схеме за управляющие точки.
По умолчанию искусственная неровность создаётся по ширине всей дороги. Чтобы искусственная неровность располагалась только на одном направлении (прямом или обратном), в инспекторе объектов в разделе Геометрия в поле Размещение выберите соответствующее направление.
Чтобы изменить положение искусственной неровности, можно выделить её и переместить с помощью мыши или задать положение в свойствах объекта в разделе Геометрия.
Свойства отображения искусственных неровностей настраиваются в свойствах слоя. Здесь можно настроить стиль линий и стиль заливки отдельно для сборных и монолитных конструкций.
Для создания линии освещения включите режим Главная > Обустройство > Освещение > Линия освещения. Линии освещения создаются и редактируются по тому же принципу, что и дорожные ограждения (см. раздел Дорожные ограждения и столбики). Находясь в режиме создания линии освещения, в инспекторе объектов в поле Шаг установки можно задать шаг установки опор.
Чтобы изменить шаг опор созданной линии освещения, нужно нажать кнопку в поле Шаг установки в разделе Общие свойства и в открывшемся окне задать новое значение.
Для создания одного элемента освещения включите режим Главная > Обустройство > Освещение > Элемент освещения. Элемент освещения устанавливается щелчком мыши на схеме.
После создания линии или элемента освещения для них можно настроить ряд параметров.
- В поле Способ установки можно выбрать, на чём размещены осветительные приборы: на опоре, мачте, кронштейне или подвесе.
- Можно выбрать осветительный прибор, кронштейн и опору освещения. Для каждого поля в выпадающем списке отображаются типовые конструкции, подробную информацию о которых можно посмотреть в раскрытом разделе каждого поля.
- В выпадающем списке в группе Фундамент можно выбрать тип фундамента: монолитный или типовой, или указать, что фундамент отсутствует. Для монолитного фундамента можно задать диаметр и высоту, расход песка и бетона при этом высчитывается автоматически. Для типового фундамента указывается его марка и расход песка и бетона.
- В поле Номер элемента для одиночного элемента указывается его номер, для линии освещения указывается номер первого элемента.
- Для линии освещения можно задать шаг нумерации элементов.
- В поле Объект установки можно указать название объекта, к которому относится элемент или линия освещения.
- Поворот элементов задаётся в соответствующем поле.
- В разделе Вертикальная разметка можно указать наличие разметки на опорах освещения. Подробнее об этом можно прочитать в разделе Вертикальная дорожная разметка.
Редактирование положения элементов и линий освещения происходит аналогично редактированию положения горизонтальной разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки. Каждый элемент на линии освещения является управляющей точкой. В разделе Геометрия в инспекторе объектов можно задать точное положение элементов. Если требуется указать, что какая-либо точка линии освещения не является осветительным прибором, нужно снять флаг Осветительный прибор.
Опоры линии освещения можно выстраивать в прямую линию на выбранном участке. Для этого выделите на схеме первую и последнюю опоры нужного участка и в контекстном меню линии освещения выберите пункт Спрямить участок.
В свойствах слоя Освещение можно настроить параметры отображения элементов и линий освещения.
Настройка и оформление подписей местоположения элементов освещения происходит аналогично настройке и оформлению подписей для горизонтальной разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка. Единственное отличие, группа Оформление у элементов освещения находится в разделе Геометрия. Обратите внимание, что для линий освещения по умолчанию подписывается местоположение каждого элемента.
Чтобы создать пешеходный переход, включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Пешеходные переходы. Щелчком мыши укажите начальный пикет пешеходного перехода и смещение относительно линии дороги. Далее последовательными щелчками мыши задайте основные точки. Для завершения построения ещё раз щёлкните мышью в последней точке пешеходного перехода.
В инспекторе объектов в поле Конструкция можно выбрать тип конструкции пешеходного перехода: надземный, подземный или наземный. Для надземного пешеходного перехода можно указать его высоту, для подземного — глубину заложения.
Редактирование положения пешеходных переходов происходит аналогично редактированию положения горизонтальной линейно-протяжённой разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки.
Параметры отображения пешеходных переходов настраиваются в свойствах слоя. Здесь можно выбрать условные знаки для переходов, их цвет и масштаб.
Для создания шумовых полос включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Шумовые полосы. В режиме создания можно выбрать вид шумовой полосы: поперечная или продольная. Чтобы добавить на схему поперечную шумовую полосу, щелчком мыши укажите положение её первого блока. Для создания продольной шумовой полосы двумя щелчками мыши укажите начальную и конечную точки объекта на схеме.
После создания шумовой полосы в инспекторе объектов для неё можно настроить ряд параметров. Набор параметров зависит от вида шумовой полосы, который выбирается в разделе Шумовая полоса в поле Вид полосы.
Для продольной шумовой полосы для редактирования доступны следующие параметры.
-
В поле Сторона указывается с какой стороны дороги располагается шумовая полоса.
-
Ширину шумовой полосы можно задать в поле Ширина
-
В выпадающем списке Способ нанесения можно выбрать один из способов нанесения: фрезерование или разметка. Для фрезерования указывается глубина и длина выемок, расстояние между ними и смещение шумовой полосы от края проезжей части. Для разметки можно задать высоту разметки и её плотность.
Для поперечной шумовой полосы можно настроить следующие параметры.
-
В выпадающем списке Материал можно выбрать материал шумовой полосы: цветные покрытия противоскольжения, термопластик, холодный пластик или указать, что это иной материал.
-
В поле Величина снижения скорости укажите нужное значение и нажмите на появившуюся кнопку , чтобы система автоматически подобрала конфигурацию шумовой полосы в соответствии с ГОСТ Р 52766–2007.
-
Можно настроить общие свойства блоков шумовой полосы: высоту, длину уклона, число элементов, ширину элементов и шаг между элементами. При установленном флаге Вычислять габариты блоки располагаются по ширине всей дороги или направления без смещения. Если снять этот флаг, то длину и смещение блоков можно задать вручную.
-
Добавить новый блок можно, нажав кнопку в поле Блоки.
-
Нажмите кнопку напротив блока, чтобы удалить его.
-
В свойствах каждого блока задаётся его смещение от предыдущего блока.
По умолчанию шумовая полоса создаётся по ширине всей дороги. Чтобы шумовая полоса располагалась только на одном направлении: прямом или обратном, в инспекторе объектов в разделе Геометрия в поле Направление выберите соответствующее направление.
Чтобы изменить положение искусственной неровности можно выделить её на схеме и переместить с помощью мыши или задать положение в свойствах объекта в разделе Геометрия.
Свойства отображения шумовых полос настраиваются в свойствах слоя. Здесь можно настроить стили контура и заливки.
Для создания шумозащитного экрана включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Шумозащитные экраны. Шумозащитные экраны создаются и редактируются по тому же принципу, что и дорожные ограждения (см. раздел Дорожные ограждения и столбики).
Шумозащитный экран может состоять из нескольких сегментов с разными параметрами. Чтобы добавить новый сегмент, в свойствах экрана нажмите кнопку в строке Шумозащитный экран и задайте свойства появившегося сегмента. Для объекта Шумозащитные экраны в инспекторе объектов доступны следующие параметры.
- В поле Год установки можно указать дату установки экрана. Эта информация выводится в ведомость.
- При включенной опции Построение с конца положение стоек определяется от конечного участка экрана.
- Если сегмент имеет проход за экран, то в поле Вид экрана можно дополнительно выбрать его вид: контр-экран или дубль-экран.
- В выпадающем списке поля Конфигурация можно выбрать тип экрана: шумоотражающий, светопрозрачный, шумопоглощающий. Конфигурация экрана выводится в качестве информационной подписи.
- В поле Длина сегмента задаётся длина данного участка экрана. Если экран состоит из одного участка (сегмента), то длина сегмента равна длине всей конструкции.
- Высоту шумозащитного экрана можно задать в поле Высота сегмента.
- В поле Толщина сегмента указывается толщина экрана.
- В разделе Стойки можно задать шаг стоек и выбрать их тип.
Редактирование положения шумозащитных экранов происходит аналогично редактированию положения горизонтальной линейно-протяжённой разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки.
Параметры отображения шумозащитных экранов настраиваются в свойствах слоя. Здесь можно настроить цвет и масштаб условного знака, шаг привязки и подписи. Настройка и оформление подписей шумозащитных экранов происходит так же, как и для горизонтальной дорожной разметки (см. раздел Горизонтальная дорожная разметка).
Для создания стоянки велосипедов включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Стоянки велосипедов. Стоянки велосипедов создаются по тому же принципу, что и дорожные ограждения (см. раздел Дорожные ограждения и столбики).
Для велосипедной стоянки в инспекторе объектов можно указать, что стоянка является станцией проката, задать количество мест и выбрать способ их размещения, а также указать объект установки стоянки.
Редактирование положения велосипедных стоянок происходит аналогично редактированию положения горизонтальной линейно-протяжённой разметки, которое подробно рассмотрено в разделе Горизонтальная дорожная разметка в пункте Редактирование положения разметки.
Свойства отображения велосипедных стоянок настраиваются в свойствах слоя.
Для создания дорожного зеркала включите режим Главная > Обустройство > Инженерное обустройство > Дорожные зеркала. Зеркала создаются по тому же принципу, что и дорожные знаки (см. раздел Дорожные знаки, пункт Создание дорожного знака).
На одной стойке может быть размещено несколько дорожных зеркал. Они могут располагаться как с одной стороны стойки, так и с разных. Чтобы добавить зеркало на стойку, в разделе Дорожное зеркало нажмите кнопку напротив названия стороны, на которую нужно добавить зеркало. Кнопка позволяет удалить зеркало со стойки.
После добавления зеркала на стойку для него можно настроить ряд параметров.
- В поле Форма указывается форма зеркала: круглое или прямоугольное.
- Размер зеркала можно выбрать в выпадающем списке Типоразмер.
- Указать наличие у зеркала защитного козырька, окантовки и световозвращающих элементов можно, установив соответствующие флаги.
- В поле Направление задаётся угол поворота зеркала на стойке.
Положение зеркала редактируется аналогично положению дорожных знаков. Единственное отличие — для зеркал нет возможности поворачивать стойку. Изменение расположения знаков подробно описано в разделе Дорожные знаки в пункте Изменение положения знака.
Параметры отображения зеркал задаются в свойствах слоя. Здесь можно задать масштаб условного знака и изображения зеркала на выноске, а также толщину самой выноски. При отключенном отображении выноски зеркала на схеме обозначаются только при помощи условных знаков.
Подписи местоположения и выноски для зеркал настраиваются так же, как и для дорожных знаков. Подробно работа с подписями и выносками описана в разделе Дорожные знаки в пункте Выноска и подпись местоположения.