Бортовые камни
Режим создания бортовых камней в системе IndorCAD предназначен в первую очередь для моделирования водоотведения на загородных дорогах. Для таких бортовых камней предусматривается добавление и настройка бетонных оснований, устройство понижений и совмещение с поперечными водоотводными лотками.
Для добавления в проект бортового камня включите режим Обустройство > Водоотведение > Бортовые камни.
Указатель мыши в этом режиме «прилипает» к кромкам трассы. Первым щелчком мыши укажите на плане начало бортового камня. Завершите построение двойным щелчком мыши. Бортовой камень может проходить через несколько трасс, например переходить с основной трассы через вспомогательный съезд на примыкание.
Изменить расположение бортового камня можно при помощи управляющих точек на плане: сместите начальную или конечную управляющую точку на нужный пикет. Кроме того, ввести пикет начала и конца бортового камня можно в свойствах бортового камня в группе Расположение.
Чтобы расположить бортовой камень не у кромки, а привязать его местоположение к другой линии трассы, в свойствах бортового камня выберите в качестве места установки произвольную линию и затем укажите необходимую линию привязки.
Операции с бортовыми камнями
Для бортовых камней доступны стандартные операции работы с линейными объектами: разрезание и объединение, инвертирование, группировка. Рассмотрим их более подробно.
-
Разрезание. Чтобы разделить бортовой камень на две части, выделите его на плане и в контекстном меню выберите вариант Разрезать. Щелчком мыши определите точку, в которой должен быть разрезан бортовой камень.
-
Объединение. Для объединения бортовых камней выделите их на плане (например, с зажатой клавишей Shift) и в контекстном меню выберите вариант Объединить. Для объединения двух бортовых камней должны совпадать координаты их конечной и начальной точек.
-
Инвертирование. Эта операция позволяет изменить направление бортового камня (пикет начала и конца, порядок узлов). Выделите бортовой камень на плане и в контекстном меню выберите пункт Инвертировать.
-
Группировка. Для удобства работы с большим количеством бортовых камней в проекте их можно объединять в пользовательские группы. Чтобы создать группу для размещения объектов, выделите объект Бортовые камни в дереве проекта, выберите в контекстном меню пункт Создать новую группу и затем введите имя новой группы в появившемся диалоговом окне. Чтобы переместить бортовой камень в одну из созданных групп, выберите её в поле Группа в свойствах выделенного бортового камня.
Совет. Чтобы выполнить группировку бортовых камней по трассам, выделите объект Бортовые камни в дереве проекта, после чего в контекстном меню выберите Выделить все на трассе и далее одну из трасс проекта. Теперь все выделенные продольные лотки можно переместить в отдельную группу и управлять её видимостью через дерево проекта.
Свойства бортовых камней
Выделите бортовой камень на плане, чтобы увидеть его свойства.
-
Ориентация. Расположение лицевой стороны бортового камня. Бортовой камень автоматически направлен в сторону оси дороги, при необходимости измените направление его лицевой стороны.
-
Длина. Отображается реальная длина бортового камня с учётом геометрии трассы.
-
Материал. Так как реализация бортовых камней на данный момент предусматривает в первую очередь расположение на загородной дороге, доступны только бетонные изделия.
-
Марка блока. В этом поле выберите необходимую марку бортового камня.
Бортовые камни в редакторе поперечных профилей
Сечение бортовых камней и оснований под них отображается в редакторе поперечных профилей и влияет на другие объекты поперечника.
-
Если поперечный профиль пересекает бортовой камень, в список объектов дорожной одежды на поперечнике включаются объекты Бортовой камень и Основание бортового камня (в скобках указывается линия привязки бортового камня). Бортовой камень и основание имеют приоритет при отрисовке на поперечном профиле и корректируют объёмы дорожной одежды и земляных работ.
-
Добавление бортового камня в состав трассы изменяет проектную поверхность. Бортовой камень своей лицевой стороной привязывается к линии трассы, например к кромке. Следующий за кромкой сегмент проектной поверхности строится не от кромки, а от тыльной стороны бортового камня. При этом положение бортового камня в проектной поверхности (превышение относительно кромки и обочины) можно регулировать. Для этого предназначены настройки высоты надземной части в свойствах бортового камня: они определяют расстояние между узлом проектной поверхности и верхней границей бортового камня.
-
При изменении высоты с лицевой стороны бортового камня линия кромки не изменяется, относительно неё смещается бортовой камень.
-
Изменение высоты с тыльной стороны определяет положение следующего за бортовым камнем сегмента проектной поверхности.
-
Данные о проектной поверхности в шапке поперечного профиля (ширины, уклоны и Z-отметка обочины, заложение откоса) отображаются с учётом бортового камня.
Основание под бортовые камни
Основание под бортовые камни создаётся автоматически вместе с бортовым камнем. Изменить его конфигурацию можно в свойствах бортового камня в разделе Основание.
-
Выберите тип основания: двустороннее или одностороннее. Возможен также вариант Без основания.
-
При необходимости измените высоту основания с лицевой или тыльной стороны.
Понижения
Для беспрепятственного передвижения пешеходов на пешеходных переходах устраиваются понижения. Чтобы добавить понижение к бортовому камню, выделите объект на плане. В свойствах бортового камня в разделе Понижения нажмите кнопку Добавить понижение. Щелчком мыши на плане обозначьте место понижения бортового камня.
Чтобы изменить расположение понижения бортового камня на плане, переместите его за центральную управляющую точку. Также указать пикет размещения можно в свойствах понижения в поле ПК+ (в качестве пикета используется пикет центральной управляющей точки). Кроме того, сместить понижение можно, указав смещение от начала бортового камня в поле От начала объекта.
Параметры каждого понижения настраиваются отдельно.
-
Ширина пандуса. В этом поле укажите ширину участка понижения без учёта скосов.
-
Высота пандуса. Здесь отображается превышение пониженного бортового камня над проезжей частью.
-
Горизонтальный пандус. Включение этой опции позволяет разместить бортовой камень в границах пандуса горизонтально.
-
Скос слева и справа. В этих полях введите необходимую ширину скосов бортового камня к пандусу.
Участки понижений учитываются в редакторе поперечных профилей. На поперечниках, попадающих на понижения, не устраивается основание, используется только бортовой камень.
Понижения учитываются при отображении бортового камня и в 3D-виде. Однако напомним, что проектная поверхность строится по данным поперечных профилей, поэтому для корректного отображения проектной поверхности на участках понижений рекомендуем добавлять поперечные профили на границах скосов бортового камня.
Поперечные лотки
Для отвода воды от бортовых камней могут использоваться поперечные (телескопические) лотки. Подробности о добавлении поперечных лотков к бортовым камням см. в разделе Телескопические лотки.
Отображение бортовых камней на плане
Бортовые камни на плане могут отображаться в своей реальной геометрии или заданным условным знаком. В свойствах объекта Бортовые камни в поле Отображение в плане выберите необходимый вам способ отрисовки:
-
Условным знаком. В этом случае бортовые камни отображаются на плане условным знаком. Включение дополнительной опции Отображать понижения позволяет включить на плане штриховые отметки на границах скосов понижений.
Вид условного знака в этом случае можно настроить для каждого бортового камня индивидуально в его свойствах в разделе настроек Оформление. Здесь на выбор доступно два варианта обозначения бортового камня: условным знаком или сплошной линией.
-
В виде блоков. Если выбран этот вариант отрисовки, бортовые камни отображаются на плане в своей реальной геометрии.
Дополнительно задаётся цвет понижений на плане.