Параметры района проектирования

Параметры района проектирования отражают перспективное ожидание от проектируемой конструкции дорожной одежды (например, параметр категории дороги) и объединены на вкладке  Свойства проекта в группу  Параметры района проектирования. Рассмотрим их подробно.

  • Техническую категорию дороги, определяющую качество дороги в целом, задают в поле  Техническая категория дороги. В соответствии со стандартной классификацией она может быть Iа, Iб, Iв, II, III, IV или V, однако список поддерживаемых категорий может варьироваться в зависимости от применяемой методики.

Замечание. При расчёте конструкции дорожной одежды по методике ПНСТ 542–2021 добавляется строка  Категория улиц и дорог, позволяющая выбрать тип назначения дороги.
  • В поле  Тип дорожной одежды задаётся тип покрытия дорожной одежды: Капитальный, Облегчённый, Переходный или Низший. Для дорог II категории при расчёте по ПНСТ 542–2021 и для дорог I категории тип дорожной одежды всегда является капитальным и это поле недоступно для редактирования.

  • Климатическую зону и подзону можно выбрать в поле  Дорожно-климатическая зона. Расположение дорожно-климатических зон определено климатическими характеристиками и отображено на карте, которую можно просмотреть, нажав кнопку Карта…

    В окне просмотра карты можно отображать различную информацию о расположении дорожно-климатических зон (кнопка  Дорожно-климатические зоны), изолиний термосопротивления грунта (кнопка  Термогруппы), районов многолетней мерзлоты (кнопка  Многолетняя мерзлота) и районов по числу расчётных дней в году (кнопка  Районы по Трдг). Чтобы отобразить или скрыть характеристики районов на карте, нажмите соответствующую кнопку. При необходимости можно включить сразу несколько кнопок.

Замечания. 1. При выборе II или III дорожно-климатических зон добавляется флаг  Восточный район, который оказывает влияние на проверку морозоустойчивости и устанавливается на усмотрение пользователя.
2. При выборе I дорожно-климатической зоны добавляется опция  Зона многолетней мерзлоты, которая позволяет задать параметры промерзания и внести соответствующие корректировки в расчёты прочности согласно СП 313.1325800.2017.
3. При расчёте по СП РК 3.03–103–2014 и выборе V ДКЗ добавляется строка Снижение значения требуемого модуля упругости, %, значение которой указывается согласно нормативному документу в зависимости от удаления от IV ДКЗ.
  • Параметр  Среднегодовая положительная температура воздуха Tср вносится только при установке критерия  Расчёт колейности.

  • В поле  Схема увлажнения нужно указать превалирующий тип увлажнения: Схема 1 (атмосферные осадки), Схема 2 (поверхностные воды) или Схема 3 (грунтовые воды).

  • Расчётный срок службы между капитальными ремонтами задаётся в поле  Расчётный срок службы между капитальными ремонтами Тсл.

  • В поле  Срок службы между ремонтами Тр.сл. указывается срок службы рассчитываемой конструкции между ремонтами. Значение может совпадать с предыдущей характеристикой.

  • Дорожную одежду проектируют с требуемым уровнем надёжности, под которым понимают вероятность безотказной работы в течение межремонтного периода. Величину заданной надёжности Kн (обеспеченность по прочности) задают в поле  Заданная надёжность Kн. Она может принимать значения от 0,7 до 0,98 и зависит от выбранной категории дороги. В соответствии с уровнем заданной надёжности рассчитываются следующие коэффициенты:

    • Требуемый коэффициент прочности по упругому прогибу (поле  Требуемый Kпр (упругий прогиб)). Он зависит не только от требуемого уровня заданной надёжности, но и от категории дороги и типа её покрытия. Чтобы конструкция дорожной одежды удовлетворяла критерию прочности при расчёте на упругий прогиб, расчётный коэффициент прочности Kрасч должен быть больше требуемого коэффициента прочности дорожной одежды по критерию упругого прогиба Kпр или равен ему.

    • Требуемый коэффициент прочности по усилению (поле  Требуемый Kпр (усиление)). Используется при расчёте усиления конструкции. Его величина зависит от выбранной методики расчёта усиления.

    • Требуемый коэффициент прочности при сдвиге и растяжении при изгибе (поле  Требуемый Kпр (сдвиг, изгиб)). Чтобы конструкция удовлетворяла критерию прочности при расчёте на сдвигоустойчивость, расчётный коэффициент прочности Kрасч должен быть больше требуемого коэффициента прочности дорожной одежды по критерию сдвигоустойчивости Kпр или равен ему.

      Чтобы конструкция удовлетворяла критерию расчёта на изгиб, коэффициент Kрасч должен быть больше или равен Kпр.

    • Коэффициент нормативного отклонения значения прочностной характеристики при допустимом уровне надёжности, используемый при вычислении расчётной влажности грунта и проверке конструкции на изгиб (поле  Нормативное отклонение прочности t).