Расчётные параметры нагрузки

Напряжения в конструктивных слоях и подстилающем грунте от воздействия транспортной нагрузки рассчитываются по формулам теории упругости. Расчётные параметры подвижной нагрузки объединены на вкладке  Свойства проекта в группу  Расчётная нагрузка.

  • При установке опции  Двухбаллонное колесо считается, что превалирующее число автомобилей имеет двухбаллонные колёса.

  • В поле  Давление колеса на дорогу можно выбрать группу расчётной нагрузки. При этом нижеследующие параметры примут значения, соответствующие этой группе. Выбор пункта Явное задание даёт возможность вручную редактировать следующие параметры:

    • равномерно распределённую нагрузку штампа колеса (задаётся в поле  Давление в шине p);

    • диаметр гибкого штампа, принимаемый в качестве расчётной схемы нагружения конструкции колесом движущегося автомобиля (задаётся в поле  Диаметр отпечатка шины D (дин.));

    • диаметр гибкого штампа, принимаемый в качестве расчётной схемы нагружения конструкции колесом неподвижного автомобиля (задаётся в поле  Диаметр отпечатка шины D (стат.));

    • расчётную величину нагрузки, передаваемую колесом на поверхность покрытия Qрасч (задаётся в поле  Статическая нагрузка на ось Q);

    • статическую нагрузку Q, используемую при расчёте дорожных одежд жёсткого типа (задаётся в поле  Статическая нагрузка от колеса на поверхность Qн).

    При выборе параметра Расчёт по осевой нагрузке нужно указать только значение статической нагрузки на ось, а остальные параметры рассчитаются по соответствующим формулам из нормативных документов.

    При указании капитального типа дорожной одежды в группе параметров  Давление колеса на дорогу появляется флаг  Назначать параметры нагрузки согласно ГОСТ 32960–2014. По умолчанию флаг установлен и параметры расчётной нагрузки соответствуют давлению в шине 0,8 МПа, но пользователь имеет возможность отключить эту опцию. В таком случае параметры нагрузки будут соответствовать давлению в шине 0,6 МПа.

  • В качестве характеристики, отражающей интенсивность воздействия подвижной нагрузки на конструкцию, используется суммарное расчётное число приложений приведённой расчётной нагрузки к расчётной точке на поверхности конструкции за срок службы. Задать это значение можно тремя способами: по условиям движения, по модулю упругости или в явном виде. Для явного задания этой характеристики выберите в поле  Число приложений расчётной нагрузки ΣNp пункт Явное задание и введите значение в поле Значение ΣNp.

    При выборе пункта Расчёт по модулю упругости становится доступно поле  Требуемый поверхностный модуль упругости, в котором можно задать поверхностный модуль упругости. В результате в поле Значение ΣNp отобразится вычисленное значение приложений расчётной нагрузки.

ЗАМЕЧАНИЕ. В некоторых случаях, например при расчёте колейности или усиления конструкции, необходимо производить расчёт только по условиям движения, так как в методиках расчёта в вычислениях участвует непосредственно интенсивность движения.

    При выборе пункта Расчёт по условиям движения становятся доступны параметры, в результате определения которых вычисляется значение приложения расчётной нагрузки в поле Значение ΣNp.

    • Тип проектируемого участка дороги задаётся в поле  Тип участка дороги и может быть следующим: Полоса движения, Обочина, Перекрёсток, Краевая полоса, Остановочная полоса, Тротуар.

    • Показатель изменения интенсивности движения расчётного типа автомобиля по годам можно задать в поле  Показатель изменения интенсивности по годам q.

    • Приведённую интенсивность можно задать явно, выбрав в поле  Приведённая перспективная интенсивность Nр пункт Явное задание, а также из расчёта по числу или по доле приведённых автомобилей.

    • В поле  Способ задания приведённой интенсивности можно указать перспективную интенсивность, выбрав пункт На последний год службы, либо интенсивность на первый год службы, выбрав пункт На первый год службы.

    ЗАМЕЧАНИЕ. Не все методики расчёта поддерживают оба способа указания интенсивности. При наличии только одного способа задания для выбранного нормативного документа поле блокируется.
    • При выборе пункта Расчёт по числу приведённых автомобилей задаётся интенсивность движения по категориям автомобилей. Коэффициенты приведения (отображаемые как множитель справа от редактируемого числового поля) назначаются в соответствии с выбранной методикой. При выборе в поле  Способ определения коэффициентов приведения к расчётной нагрузке пункта В зависимости от осевой нагрузки коэффициенты назначаются согласно заданной группе расчётной нагрузки.

    • При выборе пункта Расчёт по доле приведённых автомобилей необходимо задать перспективную интенсивность движения в поле  Перспективная интенсивность, а также долю автомобилей по видам. При этом доля автомобилей задаётся в процентах, а справа от числового поля отображается число автомобилей. Если расчёт производится на первый год службы, то по заданным параметрам вычисляется приведённая интенсивность и суммарная интенсивность в первый год. Если расчёт производится на последний год службы, то вычисляется только приведённая интенсивность.

      Настроить список отображаемых в инспекторе объектов категорий автомобилей, а также задать дополнительные категории и указать для них коэффициенты приведения можно в библиотеке транспортных средств. Открыть её можно нажатием кнопки Марки... в строке Способ определения коэффициентов приведения к расчётной нагрузке или кнопки Библиотека автомобилей на вкладке Главная на ленте (см. Библиотека расчётных типов автомобилей).

      При способе указания приведённой перспективной интенсивности Расчёт по числу приведённых автомобилей указывается количество автомобилей каждой категории.

  • Группа параметров  Оценка прочности содержит характеристики для расчёта усилений конструкции дорожной одежды при проектировании ремонтов, капитальных ремонтов и реконструкций дорог. Для расчёта требуемого модуля упругости может быть применён как специализированный нормативный документ ОДН 218.1.152–2002, так и текущая расчётная методика. Подробнее об этих параметрах читайте в пункте Усиление конструкции дорожной одежды.