Автоматическая расстановка объектов инженерного обустройства

В системе IndorCAD предусмотрена возможность автоматической расстановки объектов инженерного обустройства (дорожных знаков, дорожной разметки, ограждений и сигнальных столбиков) в соответствии с нормативной документацией, регламентирующей применение различных средств организации дорожного движения:

  • ГОСТ Р 52289–2019 «Технические средства организации дорожного движения»;

  • ГОСТ 33151–2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства»;

  • ВСН 23–75 «Указания по разметке автомобильных дорог»;

  • СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги»;

  • ОДМ 218.2.101–2019. «Методические рекомендации по проектированию элементов плана, продольного и поперечного профиля автомобильных дорог»;

  • ОСТ 218.1.002–2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах»;

  • Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения, включающие типовые решения.

Чтобы добавить в проект объекты инженерного обустройства в соответствии с запроектированной ситуацией на дороге, на вкладке Обустройство нажмите кнопку Расстановка обустройства.

В открывшемся окне можно задать ряд параметров для расстановки объектов.

  • В разделе Выбор дороги в верхней части окна указывается дорога, для которой требуется создать объекты обустройства. Объекты инженерного обустройства можно расставить на всей дороге или только на её участке.

  • В разделе Настройки в группе Общие настройки можно выбрать, какие объекты инженерного обустройства требуется создать. Дополнительно можно настроить некоторые параметры, влияющие на создание объектов.

    • Указать смещение дорожных знаков от линии бровки (или кромки при её отсутствии) в поле Расстояние от кромки (бровки).

    • Разрешить создание указателей направлений с минимально допустимой высотой шрифта в зависимости от количества полос движения. Для этого необходимо включить опцию Минимизировать высоту шрифта.

    • Задать расстояние от краевой разметки до границы полосы движения в поле Смещение краевой разметки.

    • Выбрать тип создаваемых сигнальных столбиков.

Замечание. Дорожные знаки при авторасстановке создаются в слое динамической проектной поверхности выбранной трассы, по умолчанию это слой Проект. Если слой для динамической проектной поверхности не создан, знаки располагаются в составе слоя с существующей поверхностью выбранной трассы.
  • В группе Правила обустройства собраны ситуации, для которых предусмотрена автоматическая расстановка средств ОДД. Для каждой ситуации в разделе Пояснения по ГОСТу приведено обоснование: название нормативного документа и пункт, согласно которому требуется установка того или иного объекта.

    Рассмотрим более подробно правила автоматической расстановки элементов обустройства.

    • Нанесение начальной разметки. С помощью этого правила на трассу добавляется разметка 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 и 1.6. Дополнительные настройки позволяют выбрать, какие типы разметки необходимо нанести: осевую, границы полос движения, краевую разметку. Для работы правила в проектной поверхности трассы должны быть созданы полосы движения, краевая полоса.

    • Обустройство переходно-сторостных полос. По данному правилу в проект добавляются дорожные знаки группы 5.15, обозначающие начало и конец полосы уширения, а также разметка 1.2, 1.8 и 1.19 на переходно-скоростных полосах. Правило работает для сегментов поперечного профиля с типом линии «дополнительная полоса». Напомним, что тип линии указывается на вкладке Проект > Настройки проекта > Имена линий.

    • Обустройство остановочных карманов. Согласно этому правилу создаётся разметка 1.2 на краевой полосе автобусного кармана. Правило отрабатывает при наличии на трассе сегментов проектной поверхности с типом линии «автобусный карман».

    • Обустройство автобусных остановок. Это правило позволяет создать знаки 5.16 для обозначения остановочных пунктов, а также разметку 1.17.1, 1.11, 1.1, и 1.6. Правило работает при наличии сегментов проектной поверхности с типом линии «автобусный карман». Если автобусному карману предшествует переходно-скоростная полоса, для неё создаётся соответствующая разметка.

      Дополнительно в настройках правила можно указать минимальную длину разметки 1.11 для обозначения мест въезда и выезда из заездного кармана и минимальную длину разметки 1.8 для обозначения переходно-скоростной полосы у автобусного кармана.

    • Обустройство высоких насыпей. В рамках данного правила устанавливаются дорожные ограждения на обочинах трассы. Для расчёта высоты насыпи есть обязательное требование — наличие на трассе откосов.

    • Обустройство пешеходных переходов создаётся между автобусными карманами. Для работы правила необходимо наличие двух автобусных карманов. Кроме того, важен порядок расположения автобусных карманов относительно направления движения: для обеспечения безопасности пешеходов первая остановка должна располагаться в обратном направлении трассы, а вторая — в прямом.

      В настройках правила можно выбрать, наносить ли разметку 1.24 перед пешеходным переходом, и указать максимальное расстояние между остановками для обустройства пешеходного перехода.

    • Обустройство водопропускных труб. По этому правилу создаются сигнальные столбики на обочинах у водопропускных труб с каждой стороны дороги. Чтобы правило отработало, на трассе должны быть созданы проектные водопропускные трубы.

      В настройках правила можно указать необходимое количество столбиков и расстояние между ними.

    • Обустройство коммуникаций. Для работы правила в проекте должны присутствовать коммуникации, пересекающие ось трассы. Перед надземными коммуникациями, пересекающими дорогу, устанавливается знак 3.13 «Ограничение высоты», если расстояние от оси трассы до нижней точки коммуникации менее 5 м.
      Если ось трассы пересекает нефте- или газопровод либо ЛЭП напряжением 330 кВт и выше, применяются знаки 3.27–3.30. Дополнительно для таких коммуникаций можно включить нанесение разметки 1.4.

    • Обустройство мостов и путепроводов. Включение этого правила позволяет создать знаки 3.11 «Ограничение массы» (точное значение ограничения указывается пользователем после авторасстановки в свойствах знака). Кроме того, на участке моста создаётся разметка 1.1, 1.4, 1.6 и боковые дорожные ограждения. Срабатывает правило при наличии объекта Мост на трассе.

    • Обустройство кривых в плане. При работе правила учитывается диаметр кривых плана трассы. Ставятся знаки 3.20 «Обгон запрещён», 1.11 «Опасный поворот», 1.12 «Опасные повороты», 1.34 «Направление поворота», 3.24 «Ограничение максимальной скорости». Также на кривых малого радиуса наносится разметка 1.1, 1.6 и добавляются сигнальные столбики.

      Дополнительно можно настроить расстояние от места расположения знаков 1.11, 1.12, 3.20 3.24 до начала кривой, указав необходимое значение в поле Зона ограничений на подходах. Опция Проектировать знаки 1.34 на фоновом щите позволяет создавать соответствующие знаки сразу же со щитом.

    • Обустройство крутых спусков и подъёмов. При работе правила учитываются уклоны продольного профиля. В проект добавляются дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём».

    • Обработка участков ограниченной видимости. При работе данного правила на участках дорог с необеспеченной видимостью устанавливаются знаки 3.20 «Обгон запрещён», наносится разметка 1.1, 1.6, 1.11. Для этого системой рассчитывается видимость встречного автомобиля по продольному профилю. Минимальное расстояние видимости указывается в настройках правила.

    • Обустройство примыканий. Правило отрабатывает в том случае, когда на выбранной дороге запроектированы примыкания. Напомним, что их наличие в проекте можно проверить в менеджере примыканий. В соответствии с нормативными документами добавляются дорожные знаки и разметка на основную дорогу, знак 2.4 «Уступите дорогу» и сигнальные столбики на вспомогательных съездах.

      При включении опции Устанавливать указатели направлений на основной дороге устанавливается знак 6.10.2 «Указатель направления». Текст на указателе зависит от названия примыкающей трассы.

    • Расстановка километровых знаков. В настройках можно ввести дополнительный текст, расположенный в нижней части километрового знака, и включить опцию На разделительной полосе (при наличии) для размещения километровых знаков на разделительной полосе.

    • Обустройство разделительных полос. На разделительной полосе создаются дорожные ограждения; границы разделительных полос выделяются разметкой 1.2 «Край проезжей части». Правило работает при наличии на трассе разделительной полосы.

    • Объединение соседних знаков на 1 стойку. Включение этого правила позволяет оптимизировать количество стоек дорожных знаков, добавленных при автоматической расстановке инженерного обустройства. В настройках указывается минимальное расстояние между стойками.

Все заданные настройки система запоминает, чтобы можно было их использовать на других трассах. Чтобы вернуться к стандартным настройкам, нажмите кнопку Вернуть настройки по умолчанию.

После нажатия кнопки ОК система автоматически расставляет на дороге все объекты инженерного обустройства, которые были указаны в окне настройки.

Замечание. Авторасстановка в системе IndorCAD учитывает требования к средствам ОДД только на загородных дорогах.