Проектирование съездов

Под съездом подразумевается плавное ответвление трассы от основной дороги, а также соединение вспомогательного съезда и основной дороги под острым углом. В связи с этим инструмент построения примыканий к съездам неприменим. Проектирование съездов в системе IndorCAD происходит при использовании универсальных средств работы в системе.

Рассмотрим основные действия, которые необходимо выполнить для построения съезда вручную.

  1. Подготовка основной трассы.

    • Переразбейте основную трассу в районе съезда с частым шагом, например 5 м. Это позволит более точно сопрячь её со съездом.

    • Добавьте на основную трассу переходно-скоростную полосу: она будет плавно переходить в полосу движения съезда.

  2. Создание съезда.

    • Создайте новую трассу — Съезд. Начало съезда должно лежать на краю полосы движения основной трассы, и небольшой участок в начале съезда должен проходить точно вдоль неё, чтобы трассы расходились по касательной. Для соблюдения этих условий выполните создание трассы с использованием возможностей динамической привязки. Задайте две точки привязки: первую точку привязки на пересечении поперечного профиля и линии полосы движения основной трассы, вторую — на следующем поперечном профиле, как на рисунке ниже. В первой точке привязки начните создавать трассу, затем, привязавшись к створу линии, проведённой через точки привязки, укажите вершину следующего угла.

      Завершите построение трассы и разбейте созданную трассу на поперечные профили.

 

  1. Увязка продольного профиля съезда с поверхностью основной трассы.

    • После того как съезд создан, необходимо в первую очередь увязать его продольный профиль с основной трассой — уложить отметки продольного профиля съезда на участке, где основная трасса и съезд совпадают, на поверхность основной трассы. Сделайте активной трассу Съезд и выделите участок от начала до тех пор, пока ось идёт по проезжей части основной трассы.

    • Затем откройте окно продольного профиля и опустите отметки на выделенных поперечниках на ВПП основной трассы. Для этого на панели инструментов редактора продольного профиля нажмите кнопку Изменить отметки на диапазоне. В открывшемся окне в поле Изменить на задайте значение 0 м, ниже задайте изменение отметок относительно основной трассы (выберите её в списке ВПП трассы).

    • Зафиксируйте отметки на этом участке жёсткой фиксацией. Затем снимите выделение с участка и оптимизируйте продольный профиль на последующем участке съезда.

  1. Плановая увязка трасс.

    На данном этапе работы часть сегментов проектной поверхности основной трассы и съезда накладываются друг на друга, поэтому необходимо вырезать лишние сегменты каждой трассы. В нашем примере полоса движения съезда совпадает с полосой уширения, кромка и обочина совпадают с кромкой и обочиной основной дороги.

    • Для удаления сегментов проектной поверхности непосредственно на плане используйте режим редактирования сегментов трассы. Сделайте активной основную трассу и нажмите кнопку Модель трассы > Проектные линии > Редактирование сегментов.

    • Выделите диапазон поперечных профилей, на котором сегменты проектной поверхности основной трассы и съезда пересекаются. После этого с зажатой клавишей Shift можно выделить на плане необходимые сегменты (в нашем примере это дополнительная полоса, краевая полоса, обочина и откос в правой части основной трассы) и удалить их, нажав клавишу Delete. Выделенные в режиме редактирования элементы отображаются синим цветом.

    • Для съезда на всей трассе с левой стороны удалите элемент «полоса 1». На участке, совпадающем с основной трассой, с левой стороны удалите элементы «краевая полоса» и «обочина».

    • В нашем примере съезд должен быть однополосным и односкатным, поэтому в редакторе поперечных профилей измените уклон краевой полосы с левой стороны на значение уклона полосы движения (-20 ‰). Примените модель для всех поперечников трассы.

    • Также проследите за тем, чтобы у съезда и основной трассы была одинаковая ширина обочин, и при необходимости приведите их к одному значению.

СОВЕТ. Для анализа правильности построения съезда полезно включить построение динамической поверхности по основной трассе и съезду. Когда динамическую поверхность формируют несколько трасс, на плане (и в более явном виде в 3D) можно отследить коллизии построения проектной поверхности трасс.
  1. Сопряжение откосов трасс.

    Добавьте откосы на съезде с левой и правой стороны. Откос справа должен начинаться примерно в месте сопряжения откосов двух трасс и далее идти до конца съезда, откос слева — по всей длине съезда.

    Когда откосы созданы, необходимо сопрячь их с откосами основной трассы. Создайте на основной трассе и съезде по дополнительному поперечному профилю с привязкой к точке пересечения откосов. Удалите лишние откосы до пересечения подошв откосов с каждой трассы.

  1. Построение сопрягающей трассы.

    Обочины основной трассы и съезда можно сопрячь друг с другом по аналогии с сопряжением откосов. Другой вариант — создать небольшую дополнительную трассу, которая соединит обочины съезда и основной трассы не под углом, а с закруглением.

    Рассмотрим ниже построение такой сопрягающей трассы.

    • В настройках привязки включите создание вспомогательных точек. Создайте точки привязки на основной трассе и съезде, как показано на рисунке ниже. Ещё одну точку привязки создайте в месте пересечения створов, образованных точками привязки.

      По точкам привязки создайте трассу, сопрягающую кромки основной трассы и съезда.

    • Впишите в вершину сопрягающей трассы небольшой радиус, например 3 м, и затем разбейте трассу на поперечные профили с частым шагом, например 1 м или чаще.

    • Откройте окно поперечного профиля и на всей трассе удалите все элементы, кроме обочины с левой стороны.

    • Далее запроектируем продольный профиль сопряжения. Выделите поперечники сопряжения, лежащие на основной трассе. В окне продольного профиля опустите отметки на выделенном участке на ВПП основной трассы, используя инструмент изменения отметок профиля на диапазоне, и зафиксируйте участок жёсткой фиксацией. То же проделайте для участка, лежащего на съезде. Оптимизируйте оставшийся участок профиля.

    • На основной трассе и на съезде удалите лишние обочины, попадающие на сопряжение.

    После этих работ включите сопряжение в динамическую поверхность, чтобы дополнительно оценить корректность построенного съезда.