Набор слоёв дорожной одежды для реконструкции

В редакторе дорожной одежды в меню создания новых объектов имеется объект Набор слоёв реконструкции. Он предназначен для автоматизации проектирования дорожной одежды при реконструкции автомобильной дороги. Набор слоёв реконструкции применяется при проведении двух типов работ: при устройстве ровика уширения и разборке части существующей дорожной одежды. В составе набора слоёв реконструкции можно в явном виде задать конструкцию для ровика уширения или конструкцию для разборки, а можно установить автоматический выбор конструкции, и тогда в автоматическом режиме будет создаваться нужный набор слоёв в зависимости от ситуации — взаимного расположения существующей и проектной кромок.

Создание и применение набора слоёв реконструкции

В первую очередь необходимо создать набор слоёв реконструкции — объект-контейнер, в котором будут храниться слои дорожной одежды. Чтобы создать на поперечном профиле набор слоёв, нажмите кнопку  Создать объект и выберите тип создаваемого объекта: Набор слоёв реконструкции.

ЗАМЕЧАНИЕ. Чтобы соблюдался корректный порядок отрисовки существующей дорожной одежды и слоёв реконструкции, рекомендуется размещать набор слоёв реконструкции в редакторе выше наборов слоёв дорожной одежды, с которыми он пересекается. Иначе часть набора конструкции может быть перекрыта существующей дорожной одеждой.

Затем в параметрах набора слоёв укажите точки привязки: это должны быть проектная и существующая кромки. После того как точки привязки будут заданы, система автоматически определит, должны ли на данном поперечнике производиться какие-либо работы по реконструкции дорожной одежды и их тип: Ровик уширения или Разборка.

Ровик уширения создаётся в том случае, если проектная кромка окажется дальше от оси трассы, чем существующая.

Разборка существующей дорожной одежды выполняется, если проектная кромка расположена ближе к оси, чем существующая.

Когда расстояние между выбранными точками привязки меньше заданного для выполнения работ (определяется значением в поле Минимальная ширина проведения работ), в поле Вид работ устанавливается значение Нет. Набор слоёв при этом будет пустым, и выбор слоёв невозможен.

Тип работ дополнительно указывается в названии набора слоёв. При применении набора слоёв реконструкции с автоматическим определением типа работ к диапазону поперечников система анализирует положение существующей и проектной кромок и расстояние между ними на каждом поперечнике диапазона и определяет в зависимости от этого тип проводимых работ. Однако в применении конструкции слоёв есть несколько особенностей.

Если на активном поперечнике используется, например, ровик, то на диапазон применяется конструкция ровика (и появляется там, где это возможно). Для того чтобы на этом же диапазоне задать конструкцию разборки, необходимо перейти на тот поперечник, где есть условия для её появления (существующая кромка дальше от оси, чем проектная), добавить необходимые слои дорожной одежды и затем применить конструкцию разборки.

ЗАМЕЧАНИЕ. На одном поперечном профиле может быть создано несколько наборов слоёв реконструкции дорожной одежды разных типов: например, для левой и правой частей трассы.

Слои дорожной одежды создаются в составе объекта Набор слоёв реконструкции. Чтобы создать на поперечном профиле слой, выделите нужный набор слоёв, нажмите кнопку  Создать объект и выберите тип создаваемого объекта: Слой. Новый слой добавляется к выделенному набору слоёв реконструкции. Подробное описание параметров слоёв дорожной одежды см. в разделе Набор слоёв и слои дорожной одежды.

Параметры набора слоёв реконструкции

Для набора слоёв можно задать следующие параметры.

  • Правило привязки. С помощью правила устанавливаются точки привязки, определяющие положение объекта на поперечном профиле. Точки привязки при выборе правила устанавливаются автоматически и блокируются от изменений.

  • Точки привязки. В качестве точки привязки для набора слоёв реконструкции выбираются существующая и проектная кромки. Точки привязки можно выбрать двумя способами: из раскрывающихся списков Левая и Правая в разделе Точки привязки или в режиме выбора точек привязки в окне поперечного профиля, который включается кнопкой . Дополнительно можно задать смещение набора слоёв от точек привязки. Поле для задания смещения отображается при нажатии на знак  рядом с полем Левая (или Правая).

  • Поверхность привязки. В качестве поверхности привязки можно выбрать проектную или существующую поверхность (без учёта земляных работ). Слои дорожной одежды строятся от поверхности привязки.

    • В поле Вертикальное смещение устанавливается отступ набора слоёв от поверхности привязки. Отрицательные значения соответствуют отступу вверх.

    • Установите опцию Повторять контуры поверхности, чтобы слои дорожной одежды данного набора слоёв повторяли контур поверхности привязки. Чтобы при этом избежать некорректного вертикального смещения слоёв на участках с бортовыми камнями, включите опцию В пределах точек привязки.

  • Вид работ. По умолчанию вид работ определяется автоматически в зависимости от расположения проектной и существующей кромок, однако при необходимости можно задать тип работ вручную. Доступны следующие виды работ.

    • Автоматически — программа решит по расположению кромок, какой тип работ будет выполняться (ровик или разборка). Если расстояние между кромками меньше минимального значения ширины ведения работ, работы на данном поперечнике вестись не будут.

    • Нет — на данном поперечнике не будут вестись работы по реконструкции (набор слоёв будет пустым).

    • Ровик уширения — будет использован ровик (если возможно его построить).

    • Разборка — будет использована разборка (если возможно её построить).

  • Минимальная ширина ведения работ. В этом поле задаётся минимальное расстояние между кромками существующей и проектной поверхностей, при котором на поперечнике выполняется тот или иной вид работ. Если абсолютная разница между шириной проектной и существующей кромок меньше этого значения, то работы на этом поперечнике не выполняются.

При создании ровика уширения доступны дополнительно следующие параметры.

  • Минимальная ширина ровика. Если абсолютная разница между шириной проектной и существующей кромок меньше этого значения, но больше минимальной ширины ведения работ, то ровик строится, заходя за границу, заданную точками привязки. Ширина ровика в этом случае берётся из указанного значения.

  • Привязка ровика к кромке. Определяет, в какую сторону смещается ровик, если его ширина должна быть больше расстояния между заданными точками привязки. При привязке к существующей кромке (а она ближе к оси, чем проектная) одним краем ровик остаётся на ней, а другим краем заходит за проектную (увеличиваясь от оси).

При привязке к проектной кромке, наоборот, край ровика фиксируется у проектной кромки, а увеличение идёт к оси.

  • Минимальная ширина подломки. Определяет смещение, на которое ровик заходит на существующую дорожную одежду, чтобы обеспечить сопряжение существующего покрытия с полосой уширения.

  • Для ровиков уширения дополнительно можно получить объём и площадь откопки — части ровика, находящейся под существующей поверхностью.

Замечание. Для подсчёта объёмов слоёв дорожной одежды при реконструкции используйте ведомость Объёмы дорожной одежды. В этой же ведомости выводятся объёмы подломки и откопки.