Проектирование виражей

Проектирование виражей в системе IndorCAD осуществляется в автоматическом режиме. Расчёт виражей реализован согласно следующим нормативным документам (в порядке приоритета).

  • СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02–85*» (с Изменением № 2 от 25 февраля 2019 года приказом Минстроя России № 128); Россия, 2019.

  • ГОСТ 33475–2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования»; межгосударственный стандарт, 2015.

  • ТКП 45–3.03–19–2006 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования»; Беларусь, 2006.

  • SST 72:2009 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические и структурные требования»; Грузия, 2009.

  • СП 42.13330–2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; Россия, 2016.

  • Типовые проектные решения (материалы для проектирования) 503–0–45 «Элементы автомобильных дорог на закруглениях — виражи, уширения проезжей части, переходные кривые»; СССР, 1982.

  • Попов В.Г. Разбивка виражей, уширение проезжей части, горизонтальных кривых, пересечений и примыканий // Пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций / МАДИ (ГТУ). — М., 2001. — 152 с.

Система «распознаёт» несколько типов сопряжений элементов трассы, на которых может выполнить отгон виража.

  • Простой вираж (сопряжение прямой, клотоиды и круговой кривой):

    • на участке за 10 м до начала отгона уклон внешней обочины плавно переходит в уклон внешней полосы движения;

    • на участке отгона двускатный профиль проезжей части последовательно (исходя из требования равномерности дополнительного продольного уклона) приводится к односкатному с уклоном виража. Уклон внешней полосы движения и внешней обочины изменяется равномерно на всём протяжении участка отгона. Уклоны остальных элементов ВПП изменяются так же равномерно, но начиная с участка, на котором уклон внешней полосы движения окажется равным уклону отгоняемого элемента.

  • Сопряжение двух круговых кривых, направленных в одну сторону, без прямой вставки между ними или с прямой вставкой менее 100 м (единый вираж):

    • на прямой вставке сохраняется односкатный профиль с уклоном, равным уклону ближайшей к оси полосы движения на прямом участке;

    • на участке отгона односкатный профиль с уклоном, равным уклону ближайшей к оси полосы движения на прямом участке, последовательно приводится к односкатному с уклоном виража.

  • Сопряжение единым виражом направленных в одну сторону круговых кривых:

    • на участке между круговыми кривыми сохраняется односкатный профиль с плавным изменением уклона (от уклона виража одной вершины до уклона виража другой вершины и плавным изменением уширения).

  • Сопряжение двух круговых кривых, направленных в разные стороны, с прямой вставкой менее 60 м между ними:

    • на участке отгона происходит плавное изменение односкатного профиля с уклона виража одной вершины до уклона виража другой вершины;

    • на участке в 20 м от середины прямой вставки (или точки сопряжения при отсутствии прямой вставки) уклон обочины плавно меняется от нуля до уклона обочины на прямом участке.

При проектировании виражей пользователем может быть выбран нормативный документ, определяющий рекомендуемые (устанавливаемые по умолчанию) параметры виража, среди которых — значение уклона виража, нормы уширения и схема отвода уширения.

В системе IndorCAD реализованы следующие схемы отвода уширения (согласно поддерживаемым нормативным документам).

  • В СП 34.13330.2012 для вершин с радиусом менее 1000 м рекомендуется уширение плавное, пропорционально радиусу кривизны, от точки с радиусом кривизны R = 2000 м до начала круговой кривой.

  • В СП 42.13330–2016 для улиц в населённых пунктах используется аналогичная схема, однако уширение по умолчанию выполняется с обеих сторон трассы. При этом в параметрах трассы в разделе Ограничения можно уточнить максимальный радиус устройства виража, который на городских улицах существенно меньше.

  • В ТКП 45–3.03–19–2006 уширение выполняется на участке длиной 20 м перед точкой с радиусом кривизны R = 500 м.

  • В ГОСТ 33475–2015 и SST 72:2009 предписано плавное уширение, пропорционально радиусу кривизны, от начала переходной кривой.

  • При установке флага «Единый вираж» для сопряжённых вершин на переходном участке уширение плавно изменяется от уширения одной вершины до уширения другой вершины.

При смене стандарта рекомендуемые значения виража пересчитываются для всех вершин. После этого можно установить значения, отличные от рекомендуемых.

Чтобы выполнить расчёт виражей, сделайте активной нужную трассу и нажмите кнопку Модель трассы > Продольный профиль и ВПП >  Виражи (кнопка будет недоступна, пока на трассе не выполнена разбивка).

Появится диалоговое окно, в котором можно выбрать вершины трассы для проектирования виражей и уточнить параметры виражей. При нажатии кнопки ОК выполняется расчёт виражей.